Территориальное общественное самоуправления имеет глубокие исторические корни. Одним из заметных его проявлений являлись сельские общины и общества. До отмены крепостного права, в 1861 г., в России вследствие проведенной государственной реформы 1837 г., существовали сельские общества в деревнях. С 1861 г. они появились и в селениях помещичьих крестьян, которые Указом императора Александра II были освобождены от крепостной зависимости. Поэтому можно сказать, что до 1917 г. Россия уже имела практику использования, при решении местных вопросов, территориальных институтов общественного самоуправления.
Данная система была изменена после установления советской власти. Так, во всех российских городах с 1917 г. появились домовые комитеты. 19 августа 1924 г. было утверждено Положение ЦИК и СНК СССР об аренде и жилищной кооперации. Согласно положению, учреждались новые органы общественного контроля – жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы). Они были созданы для рационального использования муниципальных домовладений, переданных гражданам в населенных пунктах в наем от органов местного хозяйства. Это был этап подъема местного самоуправления в Советском Союзе. В 30-х годах XX века, с переходом государства на командно-плановое управление, развитие местного самоуправления, как самостоятельного вида публично-властной деятельности, было приостановлено. Из владения населения были изъяты и жилой фонд, и финансы, то есть то, что и является предметом и средством самоуправления в муниципальных единицах.
Ростки местного самоуправления вновь появились в середине 50-х годов минувшего века. В 1957 г. Советом Министров СССР была разрешена организация жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на основе выдачи ссуд. К этому времени относится и возрождение домовых комитетов. Постепенно возвращалось само понятие местного самоуправления, возрастала активность населения муниципальных единиц.
В 1959 г. на XXI съезде КПСС официально прозвучал термин «самоуправление». Съезд отметил, что «для нас демократия – это подлинная власть народа, это всемерное развитие самостоятельности и активности трудящихся масс, их самоуправление».
Далее вопросы самоуправления нашли конституционное закрепление. В ст. 144 Конституции РСФСР 1978 г. было закреплено, что одной из обязанностей местных Советов народных депутатов было развитие общественных инициатив и самодеятельности граждан. В ней было установлено, что местные Советы народных депутатов должны осуществлять руководство органами общественной самодеятельности граждан. Данное правило было закреплено и в соответствующих законах РСФСР о поселковом и сельском Совете, о городском и районном Советах народных депутатов.
В середине 1970-х гг. общественные институции получили название органов общественной самодеятельности. Их спектр был широк и включал сельские, уличные, квартальные и домовые комитеты, родительские комитеты, женские советы, советы при медицинских и культурно-просветительских учреждениях, добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Органы общественной самодеятельности на этом этапе развития самоуправления осуществляли деятельность в различных сферах местной жизни. Их основными функциями являлись организаторская и воспитательная работа по месту жительства граждан, а также взаимодействие с местными органами государственной власти. Органы общественной самодеятельности избирались на общих собраниях местными жителями и в своей деятельности были подотчетны избирателям и местным Советам.
3 сентября 1985 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР. Этот Указ был первым документом, закрепляющим системный подход при организации общественного самоуправления по месту жительства. Этим нормативным актом все общественные сельские, уличные, квартальные комитеты РСФСР становились органами общественной самодеятельности населения. Они должны были образовываться по территориальному принципу. Главной целью становилось содействие Советам народных депутатов в деятельности по привлечению населения, для того чтобы решать вопросы общегосударственного и местного значения. С демократизацией советского общества шло активное возрождение местного самоуправления.
Конституционное закрепление данного института произошло в декабре 1990 года, когда во вторую часть ст. 145 Конституции СССР, Законом СССР от 26.12.1990 года, было внесено положение: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать в соответствии с законодательством республик органы территориального общественного самоуправления, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии». Так, в 1990 году местное самоуправление рассматривалось в качестве одного из элементов единой системы социалистического самоуправления народа, призвало к участию в управлении действовавшие ранее на местном уровне органы общественной самодеятельности.
Первым законодательным актом, который закрепил и вывел местное самоуправление на новый уровень, стал закон СССР от 9 апреля 1990 г. № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Данный акт ввел в систему государственной власти местное самоуправление, определив его как самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через выбираемые представительные органы вопросов местного значения, возникающих в соответствующем населенном пункте. Этим законом органы ТОС наделялись властными полномочиями путём их передачи от местных Советов на постоянной основе.
В 1988 году в Москве (Братеево) появился первый ТОС. Таким образом, ТОСовское движение насчитывает 32 года. На территории Самарской области первым Советом ТОС, получившим статус юридического лица, был Совет микрорайона имени Юрия Гагарина (Железнодорожный район) в городе Куйбышев (ныне город Самара), который был образован по инициативе жителей в 1990 году и зарегистрирован решением исполнительного комитета Железнодорожного района совета народных депутатов города Куйбышев от 28.09.1990 году №421 «О регистрации совета территориального общественного самоуправления имени Ю. Гагарина». Он действует по настоящее время.
Юридический статус ТОС был закреплен в принятом в 1991 году Законе Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Так, ст. 2 Закона устанавливала, что местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти – местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы ТОС. Данный Закон образовал два правовых института ТОС – как формы непосредственной демократии и как органов ТОС.
Включение органов ТОС в систему МСУ, то есть в систему публичной власти местного уровня, вызвало различное отношение в научной среде.
1. Поддержка идеи включения органов ТОС, органично дополнявших местные органы власти, в систему местного самоуправления и оценка ее как повышение статуса таких органов.
2. Возражение против такого смешения, поскольку это может привести к тому, что органы ТОС станут либо «опорными пунктами» Советов, интегрированными в механизм власти, либо конкурирующими с ними органами, организующими население для более эффективного влияния, даже давления на власть, пытающимися, по возможности, заменить их.
На практике роль органов ТОС оказалась неоднозначной. Многие из них использовались местными властями в собственных интересах: местной администрацией – в целях десоветизации муниципальной власти, местными Советами – в целях удержания власти в своих руках. Наиболее ярким примером является опыт деятельности органов ТОС г. Москвы. Созданные в 1988 г. на волне протестного движения жителей в отдельных районах г. Москвы (Арбат, Братеево, Гольяново) впоследствии, с 1990 года, они насаждались сверху, Московским городским Советом, а с 1991 г. стали использоваться в качестве инструмента борьбы с советами, но теперь уже районного уровня.
Однако, применить положения Закона № 1550-1 не удалось, так как во второй половине 1993 года полномочия Советов народных депутатов всех уровней были прекращены, что способствовало прекращению деятельности территориального общественного самоуправления.
Современный этап становления ТОС начинается с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Она позволила создать принципиально новую правовую ситуацию в области местного самоуправления: была определена его роль в осуществлении власти народа, закреплены статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также были установлены правовые гарантии местного самоуправления. Однако, в Конституции Российской Федерации установлены лишь общие принципы функционирования всей системы местного самоуправления. В связи с этим требовалось законодательное решение вопроса об осуществлении территориального общественного самоуправления.
После событий 1993 года судьба многих органов ТОС и вовсе оказалась под вопросом. Большинство из них были распущены. Для сохранившихся ТОСов местные администрации, сосредоточившие в своих руках муниципальную власть, создавали неприемлемые условия работы, в том числе отбирали помещения, вводили требование перерегистрации и т.д. Лишь в отдельных, довольно редких случаях, оказавшиеся наиболее мудрыми, главы местного самоуправления использовали потенциал ТОС в целях решения местных проблем, приобретавших все более острый характер в условиях нараставшего социально-экономического кризиса (г. Тольятти).
Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые в правовой системе страны дал определение ТОС как самоорганизации граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. При этом его регулирование было отнесено к законодательству субъектов РФ и правовым актам местного самоуправления. Поэтому с 1995 года институализация ТОС осуществлялась законами субъектов Российской Федерации как вид общественной составляющей местного самоуправления. Последующая муниципальная реформа остро поставила проблему ТОС. Оказалось, что не все муниципальные образования способны обеспечить правовое регулирование организации и деятельности ТОС.
Субъекты Российской Федерации, наделенные широкими правотворческими полномочиями в сфере организации местного самоуправления, в своем большинстве осторожно подходили к институту ТОС. Не решая в целом проблему его правовой природы, отдельные из них (Иркутская, Читинская, Томская области) подчеркивали, что орган ТОС не является органом местного самоуправления. Законом же Республики Башкортостан орган ТОС определялся в качестве не имеющего членства общественного объединения.
В ряде субъектов Российской Федерации определялась организационно-правовая форма субъекта ТОС как юридического лица: в Чукотском автономном округе и Курганской области субъекты ТОС подлежали регистрации в качестве общественных организаций, в Московской области - в качестве органа общественной самодеятельности, в Воронежской области - в качестве органа территориального общественного самоуправления.
Практически единообразно ими решался вопрос о субъектах ТОС: таковыми назывались органы ТОС. Лишь отдельные из них к решению этого вопроса подходили иначе. Принятый одним из первых закон г. Москвы, призванный отчасти «компенсировать» фактическое отсутствие местного самоуправления в Москве через институт ТОС, признал субъектами ТОС территориальную общину и ее органы. Вслед за этим в Московской области субъектами ТОС были названы территориальные сообщества и их органы, в Чукотском автономном округе (в первом законе, действовавшем до 2001 г.) и Курганской области – непосредственно территориальное общественное самоуправление, в Саратовской области - территориальный субъект ТОС, территориальное сообщество, территориальная коммуна и др., в Республике Мордовия - территориальное сообщество.
Были предприняты неоднократные попытки принятия федерального закона о ТОС. Но они оказались неудачными. Было несколько подходов к решению проблемы:
1. Органы ТОС предлагалось рассматривать в качестве органов местного самоуправления.
2. Второй подход видел в органах ТОС органы общественной власти, регистрируемые как представительные органы власти.
3. Третий подход отрицал какое-либо властное начало в правовой природе ТОС в силу отсутствия обязательных атрибутов органа власти (общеобязательность решений, обязательность создания).
С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) появляются новые тенденции в правовом регулировании территориального общественного самоуправления, что отразилось на его практическом развитии. ТОС получило прямое федеральное регулирование и гарантии своей деятельности. В то же время, территориальное общественное самоуправление было выведено из числа сфер, в которых субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование. Из ч. 11 ст. 27 в совокупности с ч. 1 ст. 6 Федерального закона №131-ФЗ следует, что субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации ТОС в своем законодательстве.